На главную http://iovrao.ru

ИОВ РАО преобразован в ФГНУ "Институт культурологии образования" РАО. Информация на этом сайте носит архивно-исторический характер, за исключением страницы журнала "Человек и образование" и раздела полезных ссылок.








Сегодня Четверг 23 Июня 2016 года



Новости

[ 6 Апреля 2009 г. ]

Рекомендации Экспертного совета по педагогике и психологии ВАК Министерства образования и науки РФ по повышению качества диссертационных исследований

Председатель экспертного совета по педагогике и психологии ВАК Министерства образования и науки РФ Фельдштейн Д.И. обращает внимание диссертационных советов на то, что  ВАК Министерства образования и науки РФ в случае присвоения диссертационным советом ученой степени за работу, которая не отвечает требованиям ВАК, делает не более одного замечания, после чего приостанавливает деятельность такого совета.

В связи  с необходимостью повышения качества диссертационных исследований, осуществляемых  на базе Института образования взрослых Российской академии образования, разработана соответствующая инструкция для членов диссертационного совета при Институте образования взрослых Российской академии образования и заведующих научно-исследовательскими лабораториями Института образования взрослых Российской  академии образования.
  1. Общие требования к повышению качества диссертационных исследований академика РАО Фельдштейна Д.И.
    1. Качество научных кадров – это основа устойчивого эффективного развития педагогической науки.
    2. В теме диссертации должна отражаться решаемая проблема, должен быть понятен всем ее научный смысл и значимость.
    3. Докторская диссертация  должна решать крупную научную проблему, открывать новое научное направление в науке.
    4. Имя нового доктора наук должно быть знакомо научному миру по его многочисленным трудам, при этом исследователь должен совершить действительно научное открытие.
    5. В докторской диссертации должна быть решена крупная научная проблема, представлено реальное научное достижение.
    6. Составление заключения по диссертации – это ответственность и компетенция диссертационного совета.
    7. Публикации должны делать автора известным научной общественности.
  2. Общие рекомендации академика  РАО Загвязинского В.И. по проектированию педагогического исследования
    1. Шаги диссертационного исследования:
      1. Осознание затруднений и практики, предварительное ознакомление с литературой и опытом их преодоления.
      2. Выбор и обоснование темы и проблемы исследования.
      3. Выбор и истолкование ведущих категорий и понятий (понятийно-терминологической базы) исследования.
      4. Определение объекта и предмета поиска.
      5. Констатация (установление) исходных, не удовлетворяющих современным требованиям фактов.
      6. Формирование  и формулирование целей и задач преобразования исходных фактов и ситуаций в потребные, желаемые.
      7. Поиск и отбор теорий, концепций, теоретических положений, рекомендаций, на основе которых можно преобразовать имеющуюся ситуацию, приблизить ее к желаемой (теоретическая база исследования).
      8. Выдвижение предполагаемых  путей и способов получения искомого результата (гипотеза исследования).
      9. Разработка примерного варианта программы исследовательских действий по проверке выдвинутой гипотезы.
      10. Подготовка (подбор, разработка, модернизация, выстраивание) инструментария (методик, технологий, анкет, опросников).
      11. Выбор мер по подготовке носителей предполагаемых нововведений (программы, пособия, новые технологии, средства) и субъектов (педагоги, воспитатели, руководители, взрослые) как агентов новшеств.
      12. Определение факторов риска.
      13. Выбор и разработка критериев успешности нововведений, измеряемых показателей и методик их использования.
      14. Определение видов и содержания предполагаемых результатов.
      15. Определение новизны и значимости практических и теоретических результатов.
      16. Определение условий и порядка использования полученных результатов в теории и практике.
    2. Актуальность темы определяется двумя факторами:
      1. Степень общественной востребованности решения определенной проблемы.
      2. Уровень готовности образования к разрешению возникших проблем, к тому, чтобы дать ответ на запросы времени.
    3. Тема исследования должна быть объективно важной и злободневной, проблемной, субъективно значимой, достаточно инструментальной, четко и вразумительно сформулированной.
    4. Объект исследования – сфера, выделенная для исследования.
    5. Предмет исследования – связи, отношения, зависимости, закономерности, которые предстоит выяснить, установить, определить в процессе исследования.
    6. Уместно определить понятийно-поисковый аппарат, составить своего рода понятийную матрицу исследования, выделив в ней ключевые понятия и категории, содержание и смысл которых достаточны для осознанного проведения исследовательской работы.
    7. В исследовании необходимо пояснить смысл и содержание всех используемых терминов.
    8. Необходимо создание фактологической базы исследования, выделить наиболее характерный, обобщающий многие частные данные факт или несколько фактов, отражающие те затруднения, которые не удовлетворяют общество и самого исследователя, состояние, которое необходимо преобразовать.
    9. Факт – это уже первично обобщенные и истолкованные в плане принятой научной теории или концепции события или явления.
    10. Научным фактом можно считать катастрофическое падение здоровья, коммерцинализацию образования, рост престижа материальных ценностей в ущерб духовным.  Исходными фактами могут выступать позитивные факты: быстрое распространение новых средств коммуникаций, возросшая информированность граждан.
    11. Задачи исследования представляют собой процессуальную конкретизацию целей, обеспечивающую их поэтапную реализацию.
    12. Идея – это мысль о способах перехода от известного факта к новому, искомому, желаемому, от достигнутого качества образования и уровня реализации человеческого потенциала к тому, который востребован обществом, отвечает интересам семьи и отдельного человека.
    13. Гипотеза – предположение о необходимых действиях, преобразованиях, которые обеспечат реализацию идеи и замысла исследования.
    14. Для проверки гипотезы нужна разработка одного или нескольких вариантов ее проверки, подготовка исследовательских материалов.
    15. Основные виды новых результатов:
      • установлены факты, выявлены связи, отношения;
      • раскрыто содержание новых понятий;
      • установлены причинно-следственные связи;    
      • найдены новые закономерности;
      • найдены новые более эффективные способы деятельности;
      • обоснована концепция;
      • обоснована теория;
      • установлены соотношения, зависимости;
      • отработаны методики.
    16. Термины, позволяющие выявить новизну результатов диссертационного исследования:
      • установлена …
      • обнаружена …
      • уточнена …
      • конкретизирована …
      • дополнена …
      • доказана эффективность;
      • раскрыта.
    17. Необходимо представить, как полученные результаты изменяют понимание, углубляют смысл, изменяют систему изложения теоретических положений педагогической науки.
    18. Следует определить:
      • как новые результаты изменяют существующие подходы, представления, принципы, методики;
      • как влияют результаты на терминологический    ряд и содержание понятий;
      • какие новые перспективы развития теории (идеи, подходы, концепции) открывает проведенное исследование.
    19. Примерные формы обозначения теоретической значимости исследования:
      • выдвинута и доказана гипотеза о …
      • разработана (дополнена, углублена) концепция или теория, установлены принципы, предложены подходы …
      • расширены представления о …
      • выяснены причины, факторы, закономерности …
      • представлены доказательства …
      • адаптированы для педагогики понятия, подходы, методики …
      • созданы предпосылки для решения проблемы …
      • введены понятия …
      • выявлены связи, корреляции …
    20. Для определения практической значимости работы необходимо четко представить себе адресата, которому будут полезны результаты и рекомендации исследования (органы управления образованием, руководители образовательных учреждений, педагоги, родители).
    21. Для выявления практической значимости работы следует определить:
      • где, кем, с какими результатами предложенные рекомендации уже были использованы;
      • какие практически ценные пособия, рекомендации, технологии, методики были разработаны и кому они переданы;
      • какие условия необходимо создать для более широкого и продуктивного использования рекомендаций;
      • какие вытекающие  из данного исследования принять руководителям органов разного уровня решения для повышения доступности, эффективности и качества образования.
  3. Рекомендации член-корреспондента РАО Полонского В.М. по использованию критериев оценки качества научно-педагогических исследований
    1. Качество исследования тесно связано с потребительской стоимостью продукта науки, находится с ней в диалектическом единстве, детерминируется новизной, актуальностью, теоретической и практической значимостью полученных в исследовании результатов.
    2. Качество прикладных научно-педагогических исследований и разработок определяется их практической значимостью, влиянием на процессы обучения и воспитания, актуальностью полученных знаний, возможностью использовать их для преобразования действительности.
    3. Эффективность научного исследования рассматривается в социальном и экономическом плане. Социальный эффект проявляется в повышении уровня образования, культуры, профессиональной подготовки молодежи, устранении негативных явлений в жизни общества, формировании полезных навыков и привычек. Экономический эффект определяется с помощью экономических показателей (объем и стоимость продаж).
    4. Основной единицей анализа качества исследования является его результат (продукт). Результаты научного исследования должны быть описаны таким образом, чтобы пользователи могли применять их в своей научной и практической деятельности. Результаты исследований, не получившие соответствующего описания, не представляют никакой ценности.
    5. Для оценки качества результат должен быть раскрыт с содержательной  и ценностной (аксиологической) стороны.  Содержательную сторону результата характеризует критерий новизны. Ценностную сторону – критерии теоретической и практической значимости, актуальности. Теоретическая и практическая значимость характеризуют реальную ценность полученных результатов, актуальность  - потенциальную, которая может быть выяснена после завершения работы.
    6. Критерий новизны характеризует содержательную сторону результата, новые теоретические положения и практические рекомендации, которые ранее не были известны и не были зафиксированы в науке и практике.
    7. Научной ценностью обладают лишь те исследования, которые содержат общественно значимые знания. Повторение ранее известных в педагогической науки и практике положений не может получить признания как результат исследовательского труда. Это требование распространяется и на те случаи, когда результаты исследования отличаются от старых лишь терминологически. Здесь нет фактического прироста знаний.
    8. Для описания новизны предлагается использовать следующие характеристики:
      1. Вид новизны:
        • теоретическая новизна (концепция, гипотеза, терминология);
        • практическая новизна (правило, предложение, рекомендация, средство, требование, методическая система).
      2. Уровень новизны – это место полученных знаний в ряду известных и их преемственность. Они оцениваются с помощью уровня конкретизации, дополнения и преобразования.
    9. Критерий теоретической значимости характеризует ценностную сторону результата, показывает влияние результата исследования на существующие концепции, подходы, идеи, теоретические представления в области обучения и воспитания, определяет вклад работы в развитие педагогической науки.  Данный критерий позволяет получить знания о сущности и закономерностях процесса воспитания, совершенствовать и преобразовывать практику, наметить проект новой педагогической деятельности.
    10. Критерий практической значимости характеризует реальные достижения в обучении и воспитании, организации различных видов деятельности, методике преподавания, которые произошли в результате использования педагогических исследований на практике.
    11. Практическая значимость результатов прикладных исследований и разработок зависит от следующих показателей:
      • число и состав пользователей, заинтересованных в результатах исследования;
      • масштаб использования результатов;
      • социально-экономический эффект;
      • готовность результатов исследования к использованию.
    12. При определении факторов, влияющих на выбор темы исследования, необходим логический переход от общественного заказа к обоснованию конкретной темы, объяснение выбора задачи исследования.
    13. При выборе проблемы важно показать способ выполнения заказа и его отличие от других подходов, а также социально-экономические последствия разных вариантов решения проблемы. Социальный заказ вытекает из анализа практики. Перевод социального заказа на язык научной проблематики предполагает выделение главных, кардинальных вопросов, поиск узловых противоречий, решение приоритетных задач. Целесообразно утверждение тем исследований советом экспертов.
  4. Рекомендации академика РАО  Новикова А.М. начинающему исследователю
    1. В разделе «актуальность темы» показывается, какие задачи стоят перед практикой обучения и воспитания, педагогической наукой в аспекте избранного направления в конкретных социально-экономических условиях. Что уже сделано предшественниками и что осталось нераскрытым, что предстоит сделать исследователю.
    2. Формулировка противоречия происходи на основе педагогического понимания противоречия как несогласованности, несоответствия между какими-либо противоположностями.
    3. На основании выявленного противоречия формулируется проблема. 
    4. Проблема – это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целый комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.
    5. Проблема диссертационного исследования логически вытекает из установленного противоречия, из него вычленено то, что имеет отношение только к науке и переведено в плоскость познания, сформулировано на языке науки.
    6. Вслед за проблемой исследования определяются его объект и предмет.
    7. Объект исследования в гносеологии (теории познания) – это то, что противостоит познающему субъекту  в его познавательной деятельности.
    8. Предмет исследования – та сторона объекта, с которой исследователь его познает, выделяя наиболее главные, существенные стороны объекта.  Предмет исследования должен совпадать или быть близко сформулированным к теме исследования.
    9. Цель исследования – это то, что в итоге должен достигнуть диссертант в процессе своей работы. Примеры формулировки целей педагогического исследования:
      • разработка педагогических, научно-методических, организационно-педагогических,
        социально-педагогических, психолого-педагогических основ формирования (воспитания, развития) у кого-либо чего либо;
      • выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических (дидактических, методических, методологических) условий (предпосылок) формирования (воспитания, развития) …;
      • обоснование содержания, форм, методов  и средств …;
      • разработка методики формирования чего-либо;
      • разработка теоретической модели чего-либо;
      • педагогическое обоснование чего-либо;
      • Педагогические условия – это обстоятельства процесса обучения и воспитания, которые обеспечивают достижение поставленных педагогических целей.
    10. Философы, работы которых рекомендованы к изучению и использованию в диссертационной работе:
      • А.С. Арсеньев;
      • Э.В. Безчеревных;
      • Э.В. Ильенков;
      • М.С. Каган;
      • И.С. Кон;
      • Ф.Т. Михайлова;
      • Э.Г. Юдин.
    11. Педагоги-теоретики, работы которых рекомендованы к изучению и использованию в диссертационной работе:
      • А.Н. Леонтьев;
      • С.Л. Рубинштейн;
      • Л.С. Выготский;
      • В.В. Давыдов;
      • Б.Д. Эльконин.
    12. Методологи отечественной педагогики, работы которых рекомендованы к изучению и использованию в диссертационной работе:
      • В.М. Блинов;
      • М.А. Данилова;
      • В.Е. Гмурман;
      • В.И. Загвязинский;
      • В.В. Краевский;
      • М.Н. Скаткин.
    13. Диссертант, выстраивая свое исследование, должен занять строгую позицию – какие теории, концепции он принимает за базовые, и обосновывает их выбор.
    14. Системный подход ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих его механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.
    15. Комплексный  подход – это совокупность предметов или явлений, составляющих одно целое.
    16. Целостный подход – это объединение частей в сложные комплексы с взаимовлиянием частей.
    17. Личностный подход формулируется примерно следующим образом: ни одно психологическое явление, будь то процесс, состояние или свойство индивида, не может быть правильно понят без учета личностной его обусловленности.
    18. Деятельностный подход: сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют единство; психика может быть правильно понята и объяснена, если она рассматривается как продукт развития и результат деятельности.
    19. Личностно-деятельностный подход означает, что учебно-воспитательный процесс должен рассматриваться с учетом личностных позиций его участников: воспитателей, учителей, воспитанников, учащихся. Процессы преподавания, учения происходят в активной целенаправленной деятельности. Результаты обучения (знания, умения, мировоззрение, развитие личности) достигаются в деятельности.
    20. Содержательный подход требует обращения к содержанию изучаемых явлений и процессов, выявления совокупности их элементов и взаимодействий между ними, определяющих основной тип, характер этих явлений, процессов; обращения к фактам, данным наблюдений, опыта и выведения из них посредством абстракций, анализа, синтеза теоретических заключений.
    21. Формальный подход предусматривает извлечение из изучаемых процессов, явлений лишь устойчивых, относительно неизменных моментов, которые рассматриваются вне связи со всем процессом, явлением в целом.
    22. Логический подход предусматривает рассмотрение каждого явления, процесса применительно в той точке его развития, которой оно достигло к настоящему времени.
    23. Исторический подход предусматривает происхождение и развитие объекта.
    24. Качественный подход направлен на выявление совокупности признаков, свойств, особенностей изучаемого явления, процесса, определяющих его своеобразие и принадлежность самому себе, а также принадлежность к классу однотипных с ним явлений, процессов.
    25. Количественный подход направлен на выявление характеристик различных предметов, явлений по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемых в величинах и числах.
    26. Феноменологический подход направлен на описание внешне наблюдаемых, как правило изменчивых, характеристик того или иного изучаемого явления, процесса.
    27. Сущностный подход направлен на выявление внутренних, глубинных устойчивых их сторон, механизмов и движущих сил.
    28. Единичный подход направлен на изучение отдельных явлений, процессов.
    29. Общий подход направлен на поиск связей, закономерностей, типологических черт изучаемых явлений, процессов.
    30. Методы теоретического исследования: теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование.
    31. Методы эмпирического исследования: изучение литературы, документов, результатов деятельности; наблюдение; анкетирование, опрос; метод экспертных оценок; обследование; мониторинг; изучение и обобщение педагогического опыта; опытная работа; педагогический эксперимент.
    32. Примерные формулировки раздела «положения, выносимые на защиту»:
      • принципы (совокупность принципов);
      • требования (система требований к чему-либо);
      • обоснование чего-либо;
      • условия (педагогические, дидактические) осуществления чего-то;
      • содержание обучения чему-то;
      • модель;
      • схема;
      • методы (методические приемы) чего-то;
      • средства осуществления чего-то;
      • механизмы чего-то;
      • процедура осуществления чего-то;
      • критерии эффективности чего-то.
    33. Примерные формулировки раздела «новизна исследования»:
      • разработаны основы чего-то;
      • раскруты состав и структура чего-то;
      • обоснованы положения о том-то и том-то;
      • определены педагогические условия чего-то;
      • установлены критерии чего-то;
      • выявлены закономерности чего-то.
  5. Рекомендации по содержанию разделов доклада соискателя ученой степени на предзащите и защите диссертационного исследования
    1. Тема исследования:

      Тема исследования.
      Цель и задачи исследования.
      Общественно-значимые результаты.
      Апробация.

    2. Структура и логика исследования:

      Структура исследования.
      Логика исследования. 

    3. Актуальность исследования:

      Решаемая проблема, выступающая основой нового научного направления.
      Противоречия, побудившие сформулировать новое научное направление.
      Обоснование новизны научного направления.
      Ожидаемые социально-значимые результаты от развития научного направления.
      Вклад нового научного направления в образование взрослых и педагогическую науку.

    4. Гипотеза исследования:

      Научное положение, выдвигаемое для решения проблемы.
      Методика или технология решения  проблемы.

    5. Методологическая основа исследования:

      Методы исследования.
      Логика используемых методов исследования.

    6. Теоретическая основа исследования:

      Положения научных школ, используемых в исследовании.
      Руководители и участники научных школ.

    7. Основные положения, выносимые на защиту:

      Доказываемые научные положения.

    8. Теоретическая значимость:

      Теория или  вклад в теорию.
      Перспективные направления для новых исследований.

    9. Практическая значимость работы:

      Эффект для просвещения, воспитания и обучение взрослых.
      Дидактический эффект.
      Эффект для педагогической науки.
      Эффект для управления образованием.

    10. Научная новизна и личный вклад автора:

      Обоснование доказательства  научной новизны.
      Доказательство личного вклада автора в создание новых знаний.

    11. Внедрение:

      Акты о внедрении результатов научных исследований.

    12. Эксперимент:

      Структура эксперимента.
      Методика проведения эксперимента.
      Результаты эксперимента.
      Достоверность.

    13. Социальный и экономический эффект:

      Социальный эффект.
      Экономический эффект. Экономическое обоснование предлагаемых организационно-штатных мероприятий.


Купить импортные сигареты import-sigaret.live.